07.11.2012

о спектакле "Двое на качелях"

Качели — аттракцион для двоих, с незримым участием «третьих»

Он недавно расстался с женой. Расстался, но ещё не порвал, всё ещё питает какие-то чувства. Оставить пришлось не только налаженный быт, но и работу….а также переехать в другой город. На новом месте с работой не складывается. На фоне недавних друзей он видится сам себе полным неудачником и почти уже не гонит мыслей о суициде. Кинуться с моста или высотки не достаёт, может, смелости, а может, «последней капли». Сам он пока не способен никому дать любви и тепла. Но самому ему  необходим кто-то рядом.

Она тоже одна. Старается сделать вид, что всё у неё, как надо и  даже немного богемно – танцы, модельный бизнес (бизнес, это громко конечно…так, занятие для души, приносящее крохи денег ).  И точно как он, она ещё больна прошлым. И язвой, почти всегда сопровождающей душевную травму.

Случайное знакомство стало для них соломинкой. Зрителю с самых первых сцен видно, что они чудесная пара.  Встречали, наверное, знаете,  бывают такие, притягивающие и радующие взгляды — вот просто приятно смотреть, и всё.  Словно один —  продолжение другого (особенно, когда всё только в самом начале). Приятно  наблюдать нежность в их взглядах и слышать ласковую иронию в их  словах. . Они так нужны друг другу, и настолько изранены прошлым их души, что идут они по этим своим новым отношения, словно на цыпочках – только не потерять равновесие, только не упасть!

Он – Джерри. Она – Гитель. Они герои пьесы Уильяма Гибсона «Двое на качелях» и одноимённой постановки Современного Театра Антрепризы. Джерри играет Григорий Антипенко, Гитель – Татьяна Арнтгольц. Режиссёр — Алексей Кирющенко («Чеховские водевили»вТеатре Рубена Симонова, «Адам и Ева» и «Сказки ученого кота» в Театре Джигарханяна, «Мы попали в запендю» «Игроки» и «Дурь» в театре «Содружество актеров Таганки»).

Пьеса, написанная американским писателем-фантастом, реалистична, проста и естественна. История не выдумана, а просто скрупулезно списана из жизни. И точно также и поставлена. Достоверно и честно. И при этом – красиво. Спектакль получился и лёгким – обаятельные герои, имеющие общие черты и сходство с каждым сидящим в зале, понятные и часто забавные диалоги, органичные переходы от сцены к сцене… И грустным – опять же, пережитое героями, от обид на «бывших», до сомнений в «настоящих», боль не заживших душевных ран и самых что ни на есть, кровоточащих язв, безденежье, не понятно почему затянувшееся – всё перечисленное в той или иной степени пережито многими.

Не разорвав с прошлым герои страшатся одиночества и в новые отношения кидаются крепко зажмурив глаза. Но кажется, им повезло…узнавая и разглядывая друг-друга, они, похоже, начинают ценить и понимать то новое, что к ним пришло подарком. Но «старое» не отпуская, хватает безжалостно и вопит — «Куда?! Так просто не бросишь!»…..и пошли раскачиваться «качели жизни»….

Интерес к происходящему на сцене не терялся ни на минуту. Диалоги были такими живыми, что зрители старались не потерять из них ни слова. И если хоть какое-то из слов терялось в скрипе кресел или шуршании цветочных обёрток, немедленно по залу разносился уточняющий шёпот – «Что он сказал?» или «Что сказала она?». Пожалуй, если искать в спектакле недостатков, так только это и будет.  Можно ли это как-то доработать и зависит ли это как-то от актёров – не знаю. Мне показалось, что с голосами у них всё в порядке и причина не в них. Возможно, великоват зал ЦДКЖ (где и состоялась премьера).Наверное, было бы достаточно зрителям не елозить и не шуршать пакетами от цветов.…*так и представила надпись на билете – «Уважаемый зритель! В зрительном зале просим сидеть в креслах недвижно и перед входом снимать цветов шуршащую упаковку. Спасибо!».

Не стану пересказывать подробно и не скажу, чем всё закончилось. Нет, не чтоб «подогреть интерес» — вкуса диалогов и представленных картинок не передать…да и жизнь героев не заканчивается с закрытием занавеса. Просто этот спектакль, и смешной и грустный, приятно смотреть. И что ещё приятнее, после просмотра, как после хорошей книги, есть что вспомнить и о чём подумать…

Написала и подумала, что единственное, что бы добавила в спектакль – старый добрый занавес. И знаете, почему? Потому что и пьеса, и постановка – в традициях старого доброго театра. Как любит говорить один мой знакомый –«Спецэффектами и закидонами сейчас все богаты. Где правда и традиции?» . Один из адресов подскажу – Современный Театр Антрепризы, в спектакле Алексея Кирющенко «Двое на качелях».

 

Елена Артюшенко.

Источник: http://artrevue.ru/